Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Консультация для родителей по ИЗОдеятельности.

Девочки и Мальчики

РИСУЮТ

Изодеятельность-рисование, лепка, аппликация – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к нему. Необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывало положительное эмоциональное отношение, желание рисовать, лепить, создавать аппликации.

Руководство изодеятельностью требует от взрослого умения точно, тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать овладению изодеятельностью и развитию творчества.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изобразительного предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе рисования или лепки ребенок испытывает разнообразные чувства (радуется красивому изображению, любуется или огорчается, если что- то не получается, старается добиться результата или наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься.Разумеется, в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет, как можно было бы исправить допущенные ошибки), приобретает различные знания, новые изобразительные навыки и умения, уточняются и углубляются его представления об окружающем, расширяются его творческие возможности и осознанное их исполнение.

Задача семьи и педагогов  целенаправленно формировать знания и представление у детей путем наблюдений, постепенно и последовательно формировать восприятие-  образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделять его свойства- форму, строение, цвет.

 День за днем ведите наблюдение за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Дайте возможность детям пофантазировать, с тем, чтобы они представили, на что похожи серые тучи, гонимые ветром. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими стихами, умение созерцать красоту, наслаждаться ею - важный фундамент развития детского творчества. Постепенно будут накапливаться запасы представлений;

Однако воображение - не простая сумма представлений. Представления обычно изменяются, комбинируются, складываются в новые образы. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы. Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся жизнь: игры, сказки, произведения худлитературы, описание игрушек, составление собственных рассказов, и т.д. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем будет богаче воображение.

Детское творчество- духовный мир ребенка. Важно не только видеть красивое вокруг себя, важно научит создавать эту красоту. С.Т. Шацкий писал: «Задатки творческой силы существуют почти у всех… надо лишь создать для её проявления подходящие условия.»

Нечаяные радости

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т.е. все, что обычно  называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают совсем другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать и разные струнки в их душах?

Начало осени. Вот где щедрость природы. Всё цветет и все плодоносит, все порхает и все ещё поёт. Лес кажется беззаботным.

Кустик брусники. Потянула ручонка ягоду, а на конце веточки вместо ягоды-цветок-колоколец. Крохотный, нежно – розовый, неожиданный, поздний. Ранним летом, когда брусника цвела, никто бы и не наклонился рассматривать цветок. А теперь: так она цветёт?! И вот из такого цветка потом ягодка? А из этого уже не получится ягода? Не успеет.… Это открытие. И первая задумчивость: не успеет отцвести, вызреть…

Вдруг взгляд натыкается на орех в траве. Орех! А он – с дыркой в боку. С этакой фигурно выгрызенный, словно умельцем каким. Это белка прогрызла? Одно дело знать, что в лесу живут белки, увидеть иногда мелькнувший пушистый хвостик, и совсем другое – столкнуться с тем, что она действительно, где то рядом. И вот – съела орех, который и тебе захотелось… «Хорошо, -говоришь ты; - что белка съела орех, значит, теперь белка будет сыта». И малыш, увидев следующий орех на ветке, великодушно оставляет его маленькой белке, чтобы и завтра она была сыта. Вот вам маленький урок доброты. Спасибо ореху. И маленький урок вам _  из чего можно делать выводы. Неназойливые, ненавязчивые. На собственном опыте знаю – нужно терпение и умение ждать, когда ребенок сам заметит что-то такое и только тогда чуть-чуть подсказать.  Чуть- чуть, чтобы ребенок не заметил подсказки и чтобы открытие осталось его собственным. Знаю - говорить легко, а терпения такого, ох как вам всем не хватает! Пора ранней осени – это праздник земли. Но вот поздняя осень. Не знаю, согласитесь ли вы со мной…

Хмурое небо, клубятся, наползают друг на друга серые лохмотья. Кажется, сейчас рванёт ветер, занудит дождь. И вдруг из-за поворота ли дороги, из окна ли вагона – золотая березка. Листва трепещет, отчего дерево похоже на живое пламя свечи. И душа тотчас примиряется и с серым небом и с холодным ветром. И вспоминаются слова про «нечаянные радости» услышанные, когда то в детстве.

Никакое другое время года не дарит эти радости так неожиданно и так ни на что, не надеясь взамен. Ни на пчелу, ни на будущий плод. Пройдет время, и вспоминаешь с благодарностью эту помощь тебе Осени.

Может быть, я неправа. Но мне кажется, что тишина леса, луга, полупрозрачность деревьев, редкие цветы и редко вспорхнувшая птица больше западут в душу ребенка. И даже подготовят его к будущему - к яркой неудержимо рвущейся в жизнь зелени весны. К пышности, щедрости лета, когда всего - через край. Поймите меня верно. Это мы знаем, как оскудела и обеднела наша природа. А малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечу, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И, слава богу, что они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.


Агба О.С.

Воспитатель группы № 1