Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Конспект занятия по экспериментированию

Тема занятия: «Свойства песка, воды и камня».

  Автор  занятия, воспитатель: МБДОУ № 40,  Букина Наталья Степановна

Цель занятия:Закрепить знания у детей о свойствах различных предметов: воды, камня, песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Активизировать в речи детей слова прозрачна тёплая, холодная, камешки тяжёлые, песок холодный, сыпучий и т. д.Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.

Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.

Оснащение: Кораблики бумажные, таз с водой, баночка с камушками,  баночка с пеком, формочка для песка, совочек, доска для лепки, влажные салфетки по количеству детей. Игрушки зайчика и медвежонка.

Ход занятия-экспериментирования:

1. Уточнение правил безопасности.

Во время занятия:

не брать песок, камни в рот;

не брызгаться водой, не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками.

2. Игровой момент.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносят игрушки зайчика и медвежонка. В лапах зайчика кораблик бумажный и прозрачная баночка с камешками, в лапах медвежонка прозрачная баночка с песком.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчик Степашка и медвежонок Вовка. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются.

Игрушки тоже здороваются с ребятами.

Воспитатель: Зверюшки, что у вас в лапках, вы нам что-то принесли.

Зайка:  Мы маленькие и не знаем, что это такое. Мы думали, что ребята нам расскажут.

Мишка: Ведь они уже за год подросли. Да ребята.

Воспитатель: Ребята, поможем зверюшкам? (ответы детей)

3. Выполнение 1-й части эксперимента.

Зайка: Ребята, когда я шёл к вам в гости, то шёл мимо речки и увидел, как по речке плывёт бумажный кораблик, он плыл так быстро как будто его кто-то подталкивал, и совсем не тонул. Вот и с собой я принёс бумажный кораблик, давайте вместе пускать кораблик.

Воспитатель: Ребята давайте опустим ручки в ванночку и попробуем водичку, водичка какая дети?

(Дети отвечают : холодная водичка.)

Воспитатель: А теперь пустим кораблик в ванночку. Ребята, что происходит с корабликом.

(Дети: Кораблик плывет.)

Воспитатель: Давайте подуем на кораблик, что с ними происходит?

(Дети: Быстро плывет).

Воспитатель: Степашка, а что у тебя в баночке?

Зайка: Я не знаю думаю ребята мне помогут разобраться, что это.

Воспитатель берет баночку с камешками и спрашивает у ребят, что это такое.

(Дети отвечают.)

Воспитатель: Ребята возьмем  в одну ручку  камушек, а в другую кораблик. Кораблик какой?

(Дети:Лёгкий)

Воспитатель: А камушек?

(Дети:Тяжёлый.)

Воспитатель: Давайте их опустим на воду, смотрите кораблик плывёт

потому что лёгкий, а камушек утонул он тяжёлый. А скажите ребята

камушек видно?

(Дети:Видно.)

Воспитатель: Видно, потому что водичка прозрачная. А теперь опустите

Ваши ручки в ванночку, вы видите их?

(Дети: Да, водичка прозрачная и мы видим ручки. )

Воспитатель: Ребята теперь возьмите салфетки и вытрите ручки.

Воспитатель: Мишка, а ты что молчишь?

Мишка: А я сначала хочу с ребятами поиграть в свою любимую игру.

Воспитатель: Дети давайте встанем на коврик и немного поиграем с Мишкой.

Физминутка  "Медведь и дети"

Мишка по лесу гулял,

И детишек он искал.

Долго-долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Стали деточки плясать,

Стали ножками стучать:

-Миша, Мишенька, вставай,

И ребяток догоняй!

(Дети убегают от медведя, он их догоняет)

4. Выполнение 2-й части эксперимента.

Воспитатель: Медвежонок, а что ты принес нам?

Медвежонок: Я не знаю, но я тоже надеялся, что ребята  помогут мне.

Воспитатель: Ребята, что насыпано в баночке у мишки? (песок). Давайте высыплем песок на доску. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).

Воспитатель: Вовка, запомни этот песок - сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта).

Воспитатель: Ребята у нас  столе есть формочка. Давайте насыплем песок в формочку посмотрим получится ли у нас куличик или нет.

Аккуратно насыпаем песок в формочку.

Воспитатель:Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель: Ребята, чтобы получились куличи, что нужно сделать с песком?

Дети отвечают: Намочить.

Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель наливает воду в песок.

Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (ответы детей)

 Тёплый или холодный? (ответы детей).

Воспитатель: Медвежонок запомни, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмем формочку и аккуратно наложим в нее мокрый песок. Вот так постучим по песку совочком, утрамбуем его. Осторожно перевернем формочку с песком. Постучим по донышку еще раз совочком. Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)

- Вот какой красивый куличик мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Зайка: Ну что Мишутка нам пора домой. Нас мамы ждут.

Мишка: Да ребята нам пора. Спасибо большое за увлекательное занятие. Я думаю вам тоже все понравилось.

Зайка: До свидание ребята. Можно мы еще к вам в гости придём.

Воспитатель: До свидания Зайка Степашка и Медвежонок Вовка, до скорых встреч. Нам тоже было с вами приятно пообщаться. Да ребята? (Дети отвечают).