Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Проект "Русская народная игрушка"

                                                                                    «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь  дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский

Актуальность проекта:

Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа. Но при этом нельзя пройти мимо одной проблемы. Мы все знаем, какое место в жизни ребенка занимают игрушки. А история народных традиций не может быть не связана с историей народной игрушки. И вот что характерно: в настоящее время у детей абсолютно не развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют.  Родители не покупают современным детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

                                                       План работы на период 20.03.15-31.03.15.

ЭТАП 1

Интеграция образовательныхоластей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей

Развивающая среда

Работа с родителями

подготовительный

Социализация

Познание

Коммуникация

Опрос детей    (Приложение)      

Беседа о жизни детей в прошлом, о их занятиях, играх, игрушках.  

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом

Подбор русских народных сказок. Подбор дидактических игр. Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.   Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке»,

Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) Наглядная агитация, папки-передвижки.

основной

Познание

Чтение худ. Литературы Коммуникация

Физическая культура Здоровье

Социализация   Труд Безопасность

Художественное творчество

Музыка

Беседы «Зачем игрушки нам нужны?», «Кто их делает?», «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая)

НОД «В гости к сороке»                              

 Театрализованная игра «Репка из Матрешки», Загадки о народных промыслах                            

Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц,   Д.игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?»   «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»

Пальчиковые игры «Матрёшки», «Дымковские барышни»    Физкультминутки  Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка,  Дуем, задуваем»  Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».                                    

Сюжетно –ролевая игра «Магазин игрушек» , «Идём в музей» Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой.                  Наведём порядок на полках. Воспитание положительного отношения к труду.                      

Рисование  НОД«Дымковский конёк»  Аппликация «Украсим матрёшек»  Конструирование «Магазин игрушек»  

Разучивание частушек    Хороводная игра «В небе жаворонок пел»      Пляска «Мы матрёшки»  Оркестр народных игрушек»

Рассматривание Иллюстрации  разновидности народной игрушки        Иллюстрации в книгах      Выставка народных игрушек

Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»     Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку» «Как сделать куклу»  

итоговый

Познание Социализация  Здоровье Коммуникация

Вечер развлечения «В гост к нам пришла Матрешка».Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.   Выставка творческих работ детей.

 

Родители участвуют в подготовке проведения развлечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:    Приобщение детей к народной культуре, через  ознакомление  с народной  игрушкой.

Задачи проекта: 

  • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
  • Обеспечить запоминание  игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
  • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  • Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Вид проекта:

По характеру предметной области:  Социализация 

По составу – групповой

По продолжительности:   средней продолжительности (20.03.15-31.03.15) 

Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними
  • Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
  • Устойчивое желание играть с народной игрушкой

    Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гости к нам пришла Матрешка».

   Предполагаемый продукт проекта: Выставка творческих работ детей.

Схема осуществления проекта

Итоговый этап. Защита проекта.

1) Создание папки-передвижки с отчетом по проектной деятельности в группе.

2) Создание мини - музея в группе: “ Народная игрушка”.

3) Организация выставки детских творческих работ.

Работа с родителями:

1) Консультация на тему: “Методы и приемы ознакомления детей с народной игрушкой”.

2) Анкетирование родителей на тему: “Воспитание народных традиций в семье”.

3) Консультация на тему: “Проектная деятельность в детском саду”.

4) Индивидуальные беседы о значимости совместной творческой деятельности с детьми.

5) Наглядность в уголке для родителей: “История и виды народных игрушек”.

6) Показ презентаций для родителей по теме.

7) Проведение открытых занятий с участием родителей (совместная деятельность детей и родителей).

8) Участие родителей в развлечениях, праздниках, выставках.

Результат проекта:

1) Дети познакомились с историей “Тряпичной куклы” и способами ее изготовления.

2) Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, тем самым формируем у детей уважение и любовь к РОДИНЕ, к истории своего народа.

3) Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Вывод: Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети  активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Опрос детей 15.03.15.

Принимало участие 18 детей.

1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?

2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

Ты знаешь как  с ней можно играть?

3.У тебя дома есть народные игрушки?

Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы,  что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше.  А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой. 

Опрос детей 01. 04. 15.

Принимало участие 18 детей.

Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того,  многие из детей не имели представления, как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий  дошкольники  все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.

Воспитатель МБДОУ № 40, Букина Н.С.