Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Конспект занятия: «В гости к нам пришла Матрешка»

Интеграция содержания образовательной области: «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Труд», «Музыка».

Цель занятия:

      Познакомить детей с русской народной игрушкой «матрёшка»,через интеграцию ООД. Способствовать развитию мышления и восприятия. Активизировать и обогащать описательную речь. Воспитывать у детей чувство прекрасного.Познания - ознакомление с окружающим и художественного творчества – рисования.  Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству

 

Средства:

Большая нарисованная на листе двп матрёшка,  мультимедийная установка с экраном, компьютер,  медиа - ресурсы (презентация «Русская матрёшка»), русская народная мелодия «Мы веселые Матрешки»,  матрешка из пяти фрагментов, большой пазл с изображением матрешки, расписной короб, платки на голову, деревянные ложки, погремушки, магнитофон, угощение в виде матрешек.

Раздаточный материал: заготовки Матрешек по количеству детей, гуашь, кисти, тряпочки, непроливайки, тычки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций: «Одежда», «Русские игрушки»; разучивание стихов про матрешку, разучивание хоровода «Строим дом матрешке», разучивание танца «Мы веселые матрешки».

Способ проведения:Подгрупповое, деление детей по уровню развития.

Ход занятия:

1 блок. Организационный.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости.  Ребята угадайте загадку о ком мы сегодня будем с вам говорить.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... (матрешка).  

Дети: Это Матрешка.

(Раздается стук в дверь.Заходит матрешка.)

Матрешка: Здравствуйте ребята!

 Я матрешка – сувенир,

В расписных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать как на Руси появилась матрешка?

Присаживайтесь на стульчики перед экраном.

2 блок. Познавательный.

Воспитатель рассказывает:

Давным-давно в Москве тяжело заболела девочка,  и к ней пригласили доктора.  Доктору девочка очень понравилась и он не только выписал лечение но и подарил ей  маленькую деревянную игрушку привезенную им из Японии  точеную фигурку буддистского святого  Фукуруджи  (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Девочке очень понравилась игрушка, ведь она давно мечтала о кукле Матрене!  Но к ее сожалению все пять куколок были мальчики.  И она попросила папу купить ей куклу Матрену. Папа купить куклу не мог, ведь все деньги были потрачены на лекарства.  Но у папы   В.П. Звездочкина  были «золотые» руки, и он эту куклу  выточил сам по образцу подаренной куклы Фукурумы.

Но расписал он ее по другому, придал ей образ  русской, крестьянской девочки.  И назвал ее Матреной, так как дочка хотела куклу по имени Матрена. В куклу Матрена вкладывалась вся семья.

Но так как кукла Матрена была маленькой то девочка назвала ее ласково Матрешка.С тех пор ее так и зовут.

А в 1922 году житель села Мериново Семеновского уезда,  мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке такую  игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел.

Так появилась Семеновская Матрешка! Дети, давайте посчитаем сколько Матрешек нарисовано на картинке.(Ответы детей)

Ребята, а чем отличается наша семеновская матрешка от первой, московской?

Дети  высказывают свое мнение:  Отличается своим более ярким и своеобразным декоративным оформлением, весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.

Воспитатель дополняет:     Семеновские матрешки нарядные, в их убранстве много золота, желтых, зеленых, красных цветов. Матрешки отражают идею изобилия и богатства.

Воспитатель: Матрешка, ребята приготовили для тебя стихи и сейчас они тебе их расскажут.

Дети рассказывают стихи:

 

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке.

Носят яркие одежки

 Называются матрешки.

 

Подарили Маше

Матрешку, нету краше.

Вся такая ладная,

Яркая, нарядная.

 

Ой, ты барыня матрешка

Разноцветная одежка,

Знает весь огромный мир

Это русский сувенир.

Воспитатель: Ребята, матрешка к нам пришла сегодня не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что она принесла нам.

На стульчике стоит красивый  короб. Воспитатель открывает крышку, достает от туда большой пазл.

Воспитатель: Дети, давайте с вами попробуем сложить картинку и посмотрим, что у нас с вами получится.

Дети вместе с воспитателем соединяют картинку и получается матрешка.

Воспитатель: Ребята, что у нас с вами получилось?

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Дети, в старину любили водить хоровод. Давайте и мы вместе с матрешкой встанем в хоровод.

Куколке матрешке, строим дом хороший.

Вот такой высокий, вот такой широкий.

В дом вошла матрешка, наша кукла крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

3 блок. Продуктивный.

Матрешка: Какие вы молодцы ребята. А вы знаете, что матрешку делают с секретом.

Матрешка берет в руки деревянную матрешку из пяти элементов и рассказывая начинает открывать ее.

Матрешка:

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки,

Ну а в ней еще живут

Куклы в серединке.

Вынь -ка их, да посмотри,

Кто в них прячется внутри.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите сколько внутри матрешек!

Но, что это такое? Чего – то у них в нарядах не хватает!?

Дети: У них не расписаны фартуки.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы помочь матрешкам!

Дети: Расписать их фартуки!

Воспитатель: А что нам для этого понадобится?

Дети: Нам будут нужны: гуашь, кисти, тычки, тряпочки, непроливайки с водой.

Воспитатель: А чтобы у вас все получилось, я сейчас скажу волшебные слова: « Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров». Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Дети садятся за столы и выполняют роспись фартука у матрешек.

Звучат русские народные мелодии в записи.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз заглянем в короб и посмотрим, вдруг там еще что – то есть.

Воспитатель открывает крышку короба и достает платки на голову, деревянные ложки, погремушки и раздает их детям.

Воспитатель. Дуйте в дудки, бейте в ложки в гости к нам пришли матрешки.

Танец детей: «Веселые матрешки».

Воспитатель. Ребята, какие вы все молодцы,  матрешка принесла вам еще угощения.

Воспитатель и матрешка достают из короба конфеты в виде матрешек и раздают их детям.

Матрешка: Спасибо, большое ребята вам за праздник, который вы для меня устроили. Но мне пора. До свидания, до скорых встреч!

Матрешка уходит.

Воспитатель: Спасибо ребята. Как мы хорошо потанцевали и поиграли. Мне и Матрёшке очень понравилось. Она ещё придёт к нам в гости с нами поиграть.

Воспитатель МБДОУ № 40, Букина Н.С.