Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Консультация для родителей

 

Подготовили воспитатели: Власова А., Панкова И.В

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

   Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с

детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с

младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной

деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

  В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память,

внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети

получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Дети, которые не ходят в детский

сад, и не получают соответствующую подготовку к школе, могут записаться в кружок «Почемучки»

в Центре детского творчества.

  Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную.

  Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или

развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со

сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

· Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть

состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации

движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при

поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения

основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

· Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность,

личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до

магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и

взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен

уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и

признавать авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные

замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя

неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать

свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует

учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и

выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным

комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что

должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе

бумаги узор, копировать движения человека и так далее.• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте

живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное,

то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и

т. п.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т.

п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса,

медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и

рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик,

играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи,

фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели,

свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес,

какие бывают профессии.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это

необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие

родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами

можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что

можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы

ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать

геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно

сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития

мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки,

зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без

проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми

разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования,

штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет

занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не

должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если

ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться:

надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к

замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит

внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его

деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его

жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на

протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку,

ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку

другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в

такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться