Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Программа по обучению детей чтению

 

 

  1. Пояснительная записка.

 Направленность. 

      Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной группы дошкольного учреждения. Представленная программа

построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.                                                                                                                      Новизна программы.

     Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. Программа основана на методике известного московского логопеда,

кандидата   педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению.

В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

    В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. 

Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую,

то ребёнок к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

Актуальность.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе

понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас,

грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых

проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова.

Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма.         

     Педагогическая целесообразность.      Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают

школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.

Цель: научить детей слитному чтению слогов.

Задачи:

1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове.

2. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.

3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

4. Воспитывать интерес к чтению.

Отличительные особенности. Н. Жукова создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи.

 В своей методике она учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

   В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. 

Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной

модели слова в звуковую, то ребёнок к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

 Возраст детей участвующих в реализации дополнительной программы 5 – 7 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Форма организации занятий – групповая.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

Для детей 5-6 лет – 25 минут;

Для детей 6-7 лет – 30 минут.

Планируемые результаты освоения детьми Программы:

- к концу первого года обучения года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов;

- к концу второго года обучения дети могут осмысленно читать текст.

Система оценки результатов освоения программы:

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за деятельностью ребёнка во время занятия.

Критериями оценки результатов освоения программы (см. Таблица 1 – мониторинг достижений детей по Программе) являются:

- для детей первого года обучения:

1) владеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знают названия букв;

2) различают гласные, согласные;

3) правильно ставят ударение в знакомых словах;

4) владеют навыками послогового чтения;

- для детей второго года обучения:

1) определяют буквы в слове;

2) составляют из букв разрезной азбуки слова;

3) плавно читают целыми словами, отвечают на вопросы по тексту.

 

Мониторинг достижений детей по Программе по обучению чтению

 

Ф.И. ребёнка

Владеет

знает названия букв

различает гласные, согласные

определяет буквы в слове

составляет из букв разрезной азбуки слова

читает целыми словами

отвечает на вопросы по тексту

итог

слово

буква

предложение

навыками послогового чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

++ - хорошо освоил программный материал;

+ - имеются трудности в освоении некоторых разделов;

- - не освоил программу.

 

Формы подведения итогов:

- Проведение итогового занятия-развлечения с приглашением родителей.

- Мастер – класс для педагогогв ДОУ

 

3. Учебно-тематический план дополнительной

образовательной программы.

 

Учебный план

В неделю

 В месяц

В год

Первый год обучения

Второй год обучения

Первый год обучения

Второй год обучения

Первый год обучения

Второй год обучения

2

2

8

8

64

64

                              Учебно - тематический план   первый год обучения

п/п

Тема

 

 

Всего

занятий

теория

практика

всего

      1

Вводное занятие. Подготовительный период.

1

 

1

      2

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  А а

 

1

1

      3

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  У у

 

1

1

      4

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  О о

 

1

1

      5

Звуки  [м] [м`] буква М м

 

2

2

      6

Звуки  [с] [с`] буква С с

 

2

2

      7

Звуки [х] [х`] буква Х х

 

2

2

      8

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

 

2

2

      9

Звуки [р] [р`] буква Р р

 

2

2

     10

Звуки [ш]  буква Ш ш

 

2

2

     11

Звук  [ы] Буква Ы

 

2

2

     12

Звуки  [л] [л`] Буква Л

 

2

2

     13

Чтение Л-Р

 

2

2

     14

Звуки  [н] [н`] Буква Н

 

2

2

     15

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

 

2

2

     16

Звуки  [к] [к`] Буква К

 

2

2

     17

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

 

2

2

     18

Звуки  [т] [т`] Буква Т

 

2

2

     19

Звук [и] Буква И

 

1

1

     20

Звуки  [п] [п`] Буква П

 

2

2

     21

Звуки  [з] [з`] Буква З

 

2

2

     22

Звук [й`] Буква Й

 

1

1

23

Чтение И-Й, ый-ий

 

2

2

24

Звуки  [г] [г`] Буква Г

 

2

2

25

Парные С-З, Г-К

 

2

2

26

Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж

 

3

3

27

Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я

 

3

3

28

Мягкий знак Ь

 

1

1

29

Звуки  [ч`] Буква Ч ч

 

2

2

30

Звук [э] Буква Э э

 

2

2

31

Звуки  [ц] Буква Ц ц

 

2

2

32

Звуки  [ф] [ф`] Буква Ф ф

 

2

2

33

Звуки  [щ`] Буква Щ щ

 

2

2

34

Твердый знак Ъ, Ъ-Ь

 

2

2

35

Чтение текстов, задания по карточкам

 

2

2

36

Итоговое

 

1

1

 

Итого

1

63

64

 

3.3. Учебно - тематический план

второй год обучения

п/п

Тема

 

 

всего

занятий

теория

практика

всего

1.

«Путешествие в страну звуков и букв»

(Звук и буква А – односложные трёхбуквенные слова с гласной в середине)

 

1

1

2.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква У – односложные трёхбуквенные слова с гласной в середине)

 

1

1

3.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква О – односложные трёхбуквенные слова с гласной в середине)

 

1

1

4.

Закрепление пройденного

 

1

1

5.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква М – трёхсложные слова из открытых слогов)

 

1

1

6.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква С – трёхсложные слова из открытых слогов)

 

1

1

7.

Закрепление пройденного

 

1

1

8.

Четырёх и пяти-буквенные слова с закрытым слогом.

 

1

1

9.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква Х-ХЬ – упражнение в чтении слов, пройденных слоговых трудностей с этими буквами)

 

1

1

10.

Закрепление пройденного

 

1

1

11.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква Р – трёхсложные слова из открытых слогов)

 

1

1

12.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква ШИ – расхождение произношения и обозначения на письме сочетания ШИ. Упражнение в чтении слов с этим сочетанием.)

 

1

1

13.

Закрепление пройденного

 

1

1

14.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква Ы)

 

1

1

15.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква Л – трёхсложные слова из открытых слогов)

 

1

1

16.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква Н – трёхсложные слова из открытых слогов)

 

1

1

17.

Закрепление пройденного

 

1

1

18.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква К-КЬ – упражнение в чтении слов, пройденных слоговых трудностей с этими буквами)

 

1

1

19.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква Т-ТЬ – упражнение в чтении слов, пройденных слоговых трудностей с этими буквами)

 

1

1

20.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква И - маленькое слово И, упражнение в чтении слов с маленькими согласными перед И и в предложении с ними)

 

1

1

21.

Закрепление пройденного

 

1

1

22.

«Путешествие  в страну звуков и букв»

(Звук  и буква П-ПЬ – выделение голосом слов, наиболее важных для понимания предложений)

 

1

1

23.

Повторение пройденного – зрительно-слуховой диктант

 

1

1

24.

«Путешествие  в страну звуков и букв» 

(Звук  и буква Д – маленькая и большая буквы д, Д)

 

1

1

25.

«Путешествие  в страну звуков и букв»

(буква Й)

 

1

1

26.

Односложные четырёхбуквенные слова с конечным стечением согласных.

 

1

1

27.

Слова со стечением двух согласных в начале открытого слога

 

1

1

28.

Повторение пройденного – зрительно-слуховой диктант

 

1

1

29.

Чтение «Собака Жучка». С. Есенин «Дай, Джин, на счастье лапу мне», разучивание стихотворения К. Бальмонт «Первозимье»

 

1

1

30.

Чтение «Домашняя собака»

 

1

1

31.

Чтение «Пословицы и поговорки»

 

1

1

32.

Чтение «Петя и заяц»

 

1

1

33.

Чтение К. Бальмонт «Зимний час»

 

1

1

34.

Чтение «Заяц»

 

1

1

35.

Чтение К. Бальмонт «Свертелся заяц в поле чистом», разучивание стихотворения А. Блок «Зайчик»

 

1

1

36.

Чтение «Заяц и лягушки»

 

1

1

37.

Чтение «Лягушка»

 

1

1

38.

Чтение Две мыши»

 

1

1

39.

Чтение «Мышь»

 

1

1

40.

Чтение «Грызуны»

 

1

1

41.

Чтение «Кошкин дом»

 

1

1

42.

Чтение «Олень и листья»

 

1

1

43.

Чтение Олень и его родственники»

 

1

1

44.

Чтение и разучивание стихотворения. И. Бунин «Густой, зелёный ельник у дороги»

 

1

1

45.

Чтение «Событие в поле»

 

1

1

46.

Чтение «Лиса»

 

1

1

47.

Чтение А. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные», В. Брюсов «Облака», разучивание стихотворения А. Майков «Нива»

 

1

1

48.

Чтение «Ёж и заяц», «Ёж».

 

1

1

49.

Чтение «Спор деревьев», А. Пушкин «Осень»

 

1

1

50.

Чтение «Лес – это наше богатство»

 

1

1

51.

Чтение С. Есенин «Берёза», К. Бальмонт «Осень», С. Дрожжин «Всё зазеленело…», И. Никитин «Весна»

 

1

1

52.

Чтение А. Толстой «Дождя отшумевшего капли…», А. Пушкин «Роняет лес…», И. Бунин «Лес шумит невнятным…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…», А. Апухтин «Чёрные тучи висят над полями…»

 

1

1

53.

Чтение «Непослушные ягнята», А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», И. Бунин «На запад сосны вереницей…»

 

1

1

54.

Чтение «Волк», А. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной…»

 

1

1

55.

Чтение «Овца», Ф. Тютчев «В небе тают облака»…, И. Суриков «Вот и лето»

 

1

1

56.

Чтение «Лиса и волк»

 

1

1

57.

Чтение и разучивание стихотворения А. Фет «Чудная картина…», С. Есенин «Пороша»

 

1

1

58.

Чтение «Лисица и кот»

 

1

1

59.

Чтение «Кошка», К. Бальмонт «Мои звери»

 

1

1

60.

Чтение «Ворон и сорока», «Ворон», «Ворона», «Грач», «Сорока»

 

1

1

61.

Чтение «Солнце и радуга», «Солнце», «Радуга».

 

1

1

62.

Чтение стихотворений.

 

1

1

63.

Чтение «Рысь и мышь», «Рысь»

 

1

1

64.

Чтение стихотворений.

 

1

1

65

Итговое открытое занятие для родителей

 

 

 

 

Итого

 

64

64

             

 

4. Содержание дополнительной  образовательной программы.

 

1. Вводное занятие. Подготовительный период. (1 з.)

 Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Деление предложений – на слова, слов –