Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Программа по обучение детей ЭМП

  1. Пояснительная записка

 

       Программа дополнительного образования имеет познавательную направленность.   За основу разработки программы взято учебное методическое пособие   «Раз – ступенька, два – ступенька» Петерсон Л. Г. , Холина Н.П., предусматривающего обучение математике через игровую деятельность. – М.: «Издательство «Ювента», 2006 г., рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

    Программа разработана  в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

- Федеральный закон № 273-ФЗ от   29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.      № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего  вида № 40 «Светлячок»  с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников» города Невинномысска (далее ДОУ).

    В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

     В  этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

    В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.

     Новизна дополнительной образовательной программы «Раз – ступенька, два – ступенька» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

     Актуальность дополнительной образовательной программы «Раз – ступенька, два – ступенька». Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

     Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

     Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Занятия по программе «Раз – ступенька, два – ступенька» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Цель: Формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

Задачи:                                                                    

обучающие:                                                                                                                                                        - учить практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации, преобразования;                                                                                                                   - учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;                                                     - формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени.             

 развивающие:                                                                                                                                                     - развивать внимание, речь, память, воображение;                                                                                    - развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;                                                                                             - развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи                                                                                                                                            - занимательные, практические, игровые;                                                                         воспитательные:                                                                                                                                                     - воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;                                                                                                            - воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.

Отличительные особенности программы:  Основной  целью программы является формирование логического мышления, тренировка творческих и коммуникативных способностей детей. Поскольку, по мнению Петерсон, те или иные знания могут стереться из памяти, но базовые навыки, общее представление о мире, умение логически мыслить и любовь к творчеству и общению должны остаться.

Программа Л. Г. Петерсон ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Поэтому одна из основных задач курса – обучение дошкольников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира.  

Методика Петерсон дает детям главное – мотивацию. Построенная по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях. 

            

 

Возраст детей: дополнительная образовательная программа   рассчитана на

детей 5-7 лет.                                                                                                                                   Срок реализации дополнительной образовательной программы 2 года.                     Формы и режим занятий. Обучение ведется на занятиях, продолжительность которых составляет 1 час 2 раза в неделю.

Форма организации занятий – групповая.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

Для детей 5-6 лет – 25 минут;

Для детей 6-7 лет – 30 минут

 

             Планируемые результаты освоения детьми Программы:

  1. Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных

предметов и совокупностей;

  1. Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  2. Уметь находить части целого и целое по известным частям;
  3. Уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  4. Уметь называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  5. Уметь соотносить цифру с количеством предметов;
  6. Уметь измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
  7. Уметь в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
  8. Уметь выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  9. Уметь называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцы в году.

 Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Раз- ступенька, два – ступенька» проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в апреле) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач 

 

                        Система оценки результатов освоения программы:

      Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:                                                                                                                                                                  - формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых математических способностей;                                                                                                                                                   - целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.

      Диагностика   проходит в два  этапа: первичная - (сентябрь),   итоговая- (апрель - май). Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.

   Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, тестирование. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.

    К концу 1 года обучения дети  знают:                                                                                                - считать предметы в пределах 10; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 5;               - находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 5;                                                   - решать задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания;                        - сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме;                                                              - определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;                                                                                                           - различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки.

   К концу 2 года обучения дети знают:                                                                                               - считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;                                                                                                 - называть числа в прямом и обратном порядке;                                                                                        - находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 10;                                                   - решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного;                                                                                                                                                                    - правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;                                                  

 - знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям;                                                                                                             - измерять длину предметов с помощью линейки; - ориентировать в пространстве и во времени.

 

Мониторинг достижений детей по программе  

 

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

 

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

++ хорошо освоил программный материал

+- имеются трудности в освоении некоторых разделов

- - не освоил программу

 

 

  

 

 

  1. Учебно-тематический план дополнительной

                             образовательной программы.

 

 

       Учебный план

В неделю

 В месяц

В год

Первый год обучения

Второй год обучения

Первый год обучения

Второй год обучения

Первый год обучения

Второй год обучения

2

2

8

8

72

72

 

 

                          3.2. Примерный учебно-тематический план работы

п/п

   тема

Всего занятий

теория

практика

1

Вводное занятие. Подготовительный период

1

1

2

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

 

1

3

Свойства предметов. Представление: один – много.

 

1

4

Свойства предметов. Пространственные отношения: справа, слева

 

1

5

Свойства предметов. Временные представления: осень.

 

1

6

Свойства предметов. Порядок увеличения и уменьшения предметов.

 

1

7

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

 

1

8

Сравнение групп предметов. Геометрические фигуры.

 

1

9

Сравнение групп предметов. Временные представления: сутки.

 

1

10

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения.

 

1

11

Пространственные отношения: на, над, под.

 

1

12

Пространственные отношения: слева, справа.

 

1

13

Пространственные отношения: слева, справа. Закрепить смысл сложения.

 

1

14

Удаление части из целого (вычитание).  Представление о действии вычитания.

 

1

15

Пространственные отношения: между, посередине.

 

1

16

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много

 

1

17

Число 1 и цифра 1.

 

1

18

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

 

1

19

Число 2 и цифра 2. Пара.

 

1

20

Представления о точке и линии.

 

1

21

Представления об отрезке и луче.

 

1

22

Число 3 и цифра 3.

 

1

23

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

 

1

24

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

 

1

25

Число 4 и цифра 4.

 

1

26

Представления об углах и видах углов.

 

1

27

Представление о числовом отрезке.

 

1

28

Число 5 и цифра 5. Временные отношения: зима.

 

1

29

Пространственные отношения: впереди, сзади.

 

1

30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

 

1

31

Обозначение отношений: больше – меньше.

 

1

32

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

 

1

33

Обозначение отношений: больше – меньше.

 

1

34

Временные отношения: раньше, позже.

 

2

35

Числа от 1 до 5. Количественный и порядковый счёт.

 

1

36

Числа от 1 до 5. Математический рассказ ( задача).

 

1

37

Число 6 и цифра 6. Геометрические фигуры.

 

1

38

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины.

 

1

39

Пространственные отношения: длиннее, короче.

 

1

40

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

 

1

41

Измерение длины. Счёт в пределах 6.

 

1

42

Измерение длины заданной меркой. Знакомство с сантиметром и метром

 

1

43

Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь целого и частей.

 

1

44

Число 7 и цифра 7. Сравнение групп предметов.

 

1

45

Число 7 и цифра 7. Измерение длины отрезков с помощью линейки.

 

1

46

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы.

 

1

47

Отношения: тяжелее, легче. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

 

1

48

Измерение массы. Взаимосвязь целого и частей.

 

1

49

Число 8 и цифра 8.

 

1

50

Число 8 и цифра 8. Закрепление представлений об измерении длины и массы предметов.

 

1

51

Число 8 и цифра 8. Сравнение групп предметов по количеству.

 

1

52

Представления об объёме ( вместимость). Сравнение по объёму

 

1

53

Объём. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

 

1

54

Число 9 и цифра 9. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

 

1

55

Числоо 9 и цифра 9. Познакомить с циферблатом часов.

 

1

56

Представление о площади. Сравнение площади.

 

1

57

Представление о площади. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

 

1

58

Площадь. Переход от действий с предметами к действиям с числами.

 

1

59

Число 0 и цифра 0. Счёт в пределах 9.

 

1

60

Число 0 и цифра 0. Формирование умение составлять числовые равенства по рисункам.

 

1

61

Число 10. Представления о  сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

 

1

62

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

 

1

63

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание

 

1

64

Символы. Счёт в пределах 10.

 

1

65

Итоговое

 

 

1

 

Итого

1

63

           

 

  1.  Содержание дополнительной образовательной программы

     Программа по развитию элементарных математических представлений   предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет ра