Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Программа по театральной деятельности

 

                                                       1.   Пояснительная записка

      Дополнительная образовательная программа   имеет социально - педагогическую и художественно – эстетическую направленность. Важная роль  в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. 

    Программа предназначена для детей 4-7 лет, посещающих МБДОУ № 40 г. Невинномысска. Срок реализации программы 4 года.

   Программа разработана на основе программы «Театр-Творчество- Дети», М., 1995 г. автор Н.Ф. Сорокина.

      Новизна  данной программы в том, что в дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности,  учить детей самостоятельно придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ.   Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Дети  высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю».                                            

 Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.     

Актуальность.  Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель - всесторонее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок  может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых.                                                                     

  Таким образом, можно с уверенностью  сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться.

     Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

     Педагогическая целесообразность программы в том, что выбранные формы образовательной деятельности  с детьми, методы и средства помогут в полной мере выполнить поставленную цель.

        Цель программыприобщение детей к театральной культуре; развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:     

Обучающие:

1. Обучать детей ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном зале.

2.Обучать детей правильно строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

3.Обучать детей создавать художественный образ. Используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

4.Обучать правилам манипуляции с куклами марионетками и куклами  с «живой рукой».

5.Обучать приемам импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.

Развивающие:

1.Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

2. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

3. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

4.  Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение и характер пластикой своего тела, создавая яркий образ героя.

5. Развивать способность анализировать свои поступки и поступки героев художественной литературы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, костюмам, декорациям.

2.Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание играть с театральными куклами.

  Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

    Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.

    Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

    В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.  Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

    Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.

           Программа включает в себя 4 основных раздела:

  • Основы театральной культуры;
  • Театральная игра;
  • Ритмопластика;
  • Культура и техника речи;

      На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.       Ведущий методический прием– метод художественной импровизации. Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой. Итогом деятельности кружка является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Программа рассчитана на детей  4-7 лет

Сроки реализации Программы

Срок реализации 4 года

Формы и режим занятий.

    Программа дополнительного образования строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками. Содержание программы организовано как занятие  и обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей, в формах самостоятельной  деятельности.

   При реализации программы  используются следующие формы работы:

  1. Занятия.
  2. Игры - занятия.
  3. Игры - загадки.
  4. Игры - драматизации.
  5. Образовательная деятельность  под руководством взрослого.
  6. Самостоятельная деятельность детей.

Игры, упражнения, этюды

Режим занятий

         Занятия проводятся в свободное от других видов деятельности и режимных моментов время, во вторую половину дня. Количество занятий: в неделю – 2 занятия; в месяц   -  8 занятий.    Курс, реализуемый в течение одного учебного года, включает 60 занятий.

 

Планируемые результаты освоения детьми Программы:

1 год обучения

По окончании воспитанник должен знать:

1. Предметы театрально-игрового оборудования;

 2. Приемы кукловождения настольных кукол.

Воспитанник должен уметь:

1.Должен уметь называть предметы театрально-игрового оборудования;

2.Следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях;

3.Уметь сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол

   настольного театра;

4. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо

     знакомых сказках;

5. уметь ориентироваться в игровой комнате и музыкальном зале;

6. передавать мимикой, позой,  жестом основные эмоции;

2 год обучения

По окончании воспитанник должен знать:

1. Что - такое театр;

2.Должен знать предметы игрового оборудования,  определять материалы, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям;

3.Знать местоположение театральных персонажей, предметов, декораций:  (справа,   слева, между, около);

5.Знать правила манипуляции с верховыми куклами.

Воспитанник должен уметь:

1.Пересказывать содержание сказки;

2.Составлять небольшие рассказы и сказки из личного опыта;

3.С помощью голоса, движений передавать различные настроения и состояния героев;

4.должен уметь использовать диалоги в процессе театрально-игровой  деятельности;

5. уметь ориентироваться в пространстве.

3 год обучения

По окончании воспитанник должен знать:

1.Что такое: занавес, сцена, кулисы, зрительный зал, антракт;

2. Виды театров: кукольный (настольный, верховые куклы, куклы-марионетки), драматический;

3.Правила манипуляции с верховыми куклами, куклами настольного театра;

4.Основные театральные профессии: актер, режиссер, гример, костюмер, театральный художник.

Воспитанник должен уметь:

1. Пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;

 2.Уметь импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов для создания образа

   персонажа кукольного и драматического спектакля;

 3. Уметь ориентироваться в пространстве;

 4. Уметь использовать песенные и игровые, танцевальные импровизации  самостоятельной  деятельности;

 5. Подбирать и создавать своими руками атрибуты, элементы декораций.

   4 год обучения

1.Что  представляет собой театр, как учреждение (сцена, зрительный зал, гримёрная,   костюмерная, кулисы, занавес и т.д.);

2. Основные театральные профессии (актер, режиссер, гример, костюмер, кассир и т.д.);

3. Виды театров (кукольный драматический, балет, опера, балаганный театр);

4. Правила манипуляции верховыми куклами, куклами-марионетками.

Воспитанник должен уметь:

1. Пересказывать худ. текст, сохраняя выразительные средства, характерные для  данного произведения;

2. Составлять рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол; сочинять небольшие стихи;

3. С помощью голоса, мимики, выразительных движений, жестов передавать характер   героя, его настроение и состояние;

4. Создавать танцевальный и песенные импровизации.

Система оценки результатов освоения программы:

   Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за деятельностью ребёнка во время занятия.

Результаты диагностики оцениваются по трехбалльной системе:

 

1.Основы театральной культуры

 

П/

Высокий уровень:

 3 балла         

 

Средний уровень:

 2 балла         

 

Низкий уровень:

 1 балл

 

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре

 

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

 

2.

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии      

 

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

 

 

   2. Речевая культура

 

П/

Высокий уровень:

 3 балла         

 

Средний уровень:

 2 балла         

 

Низкий уровень:

 1 балл

 

1.        

 

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

 

Понимает содержание произведения

 

 

2.

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

 

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета          

 

Затрудняется выделить единицы сюжета

 

4.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи   

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)  

 

Пересказывает произведение с помощью педагога

 

 

 

 3. Эмоционально-образное развитие

 

П/

Высокий уровень:

 3 балла         

 

Средний уровень:

 2 балла         

 

Низкий уровень:

 1 балл

 

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя  

 

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности  

 

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

 

 

 4. Навыки кукловождения

 

П/

Высокий уровень:

 3 балла         

 

Средний уровень:

 2 балла         

 

Низкий уровень:

 1 балл

 

1.

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем   

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем   

 

Владеет элементарными навыками кукловождения

 

 

5. Музыкальное развитие

 

П/

Высокий уровень:

 3 балла         

 

Средний уровень:

 2 балла         

 

Низкий уровень:

 1 балл

 

1.        

 

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы          

 

Передает в свободных пластических движениях характер музыки      

 

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

 

2.

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета          

 

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом  

 

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

 

 

3.

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле    

 

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

 

 

 

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

 

П/

Высокий уровень:

 3 балла         

 

Средний уровень:

 2 балла         

 

Низкий уровень:

 1 балл

 

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

 

2.

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)          

 

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов       

 

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

 

 

 

7. Основы коллективной творческой деятельности

 

П/

Высокий уровень:

 3 балла         

 

Средний уровень:

 2 балла         

 

Низкий уровень:

 1 балл

 

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем       

 

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

 

 

Подведение итогов работы дополнительной образовательной программы осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал по следующему графику: ноябрь, февраль, май.

 

 

  1. Учебно-тематический план Программы

 

Учебно-тематический план

I ГОД ОБУЧЕНИЯ   (2-я младшая группа)

 

Название темы

Всего часов

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие

занятия

1.

 Вводное занятие

2

1

1

2.

 Основы театральной культуры

11

1

10

3.

Культура и техника речи

11

1

10

4.

 Театральная игра

22

2

20

5.

 Ритомопластика

10

2

8

6

Индивидуальная работа

6

-

6

7

Показ спектакля для родителей

«Теремок»

 2

-

2

 

Итого:

64

7

53

 

Учебно-тематический план

II ГОД ОБУЧЕНИЯ (средняя группа)

Название темы

Всего часов

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие

занятия

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Театральная игра

11

1

10

3.

Культура и техника речи

11

1

10

4.

Ритмопластика

11

1

10

5.

Основы театральной культуры

99

1

8

6.

Работа над спектаклем

15

3

12

7.

Индивидуальная работа

4

-

4

8.

Показ спектакля для родителей

«Коза – дереза»

1

-

1

 

Итого:

64

8

52

 

Учебно-тематическое планирование

III ГОД ОБУЧЕНИЯ (старшая группа)

 

Название темы

Всего часов

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие

занятия

1.

 Вводное занятие

2

1

1

2.

 Основы актёрского мастерства

10

1

9

3.

 Театральный словарь

6

1

5

4.

 Сценическая речь

10

1

9

5.

  Ритмопластика

6

1

5

6.

Работ над спектаклем

15

1

3

7.

Творческие этюды

10

3

 16

8

Творческий показ для родителей

«Красная шапочка»

1

-

1

 

Итого:

64

9

55

 

Учебно-тематическое планирование

IV ГОД ОБУЧЕНИЯ (подготовительная группа)

 

Название темы

Всего часов

Теоретичес-кие занятия

Практичес-кие

занятия

1.

 Вводное занятие

2

1

1

2.

 Актёрское мастерство

7

1

6

3.

Сценическая речь

10

1

9

4.

Сценические движения

8

1

7

5.

Работа над спектаклем

22

2

20

6.

Творческие этюды

10

1

9

7.

Творческий показ для родителей

 «Гуси- лебеди»

1

-

1

 

Итого:

64

7

58


 

       Содержание дополнительной образовательной программы.

1-й – 2-й год обучения  ( по 60 часов, 2-я мл.,  средняя группа)

1. Вводное занятие.

  • решение организационных вопросов;

2. Театральная игра

  • Игры на знакомство.
  • Массовые игры.
  • Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.
  • Этюды на выразительность жестов.
  • Этюды с воображаемыми предметами.
  • Этюды с заданными обстоятельствами.
  • Этюды на эмоции и вежливое поведение.
  • Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
  • Диагностика творческих способностей воспитанников.
  1.  Культура и техника речи
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
  • Дыхательные упражнения.
  • Постановка речевого голоса.
  • Речь в движении. Коллективное сочинение сказок.
  • Диалог и монолог.
  • Работа над стихотворением.
  1.  Ритмопластика
  • Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
  • Развитие свободы и выразительности телодвижений.
  1.  Основы театральной культуры
  • система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
  1.  Индивидуальная работа.
  • Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.

 

3-й год обучения (60 часов), старшая группа

Характеристика разделов.

1. Вводное занятие.

  • решение организационных вопросов;

2. Театральная игра

Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.

  1. Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.

  1. Ритмопластика

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.

  1.  Основы театральной культуры

Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.

11. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

  1. Ознакомить детей с содержанием произведения.
  2. Выявить персонажей произведения  и обсудить их характеры.
  3. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать сказку по частям
  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля
  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

 

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.

 

12. Индивидуальная работа с детьми

  • подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам.

 

4- й год обучения подготовительная группа, 60 часов.

           

Характеристика разделов.

1. Вводное занятие

  • решение организационных вопросов;

2. Театральный словарь

  • система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.

3. Основы актерского мастерства

  • Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.

4. Сценическая речь

  • Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков   по ролям. Практическая работа над стихотворением.
  1. Пластика
  • Система упражнений включают в себя:
  • яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом.
  • упражнения направленные на координацию движений и равновесие.
  • упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.
  1. Творческий сюрприз

Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества воспитанников, творческая индивидуальность каждого из них.

 Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.

7. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

1. Ознакомить детей с содержанием произведения.

  1. Выявить персонажей произведения  и обсудить их характеры.
  2. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать сказку по частям.
  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля.
  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.

 8. Индивидуальная работа с детьми

  • подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам.
  1. Показ спекткля для родителей.

 

  1. Методическое  обеспечение  дополнительной  программы.

 В работе используются технологии игрового обучения и педагогики сотрудничества, основными методами которых являются:

1. Наглядно - слуховой.

2. Наглядно - зрительный.

3. Метод поисковой ситуации.

4. Игровой.

5. Оценочный метод.

6. Метод упражнения с усложнением.

7. Дидактический.

8. Словесный.

9. Метод умелого переключения с одного вида на другой.

   При реализации данных методов и приемов используются следующие формы работы:

  1. Занятия.
  2. Игры - занятия.
  3. Игры - загадки.
  4. Игры - драматизации.
  5. Образовательная деятельность  под руководством взрослого.
  6. Самостоятельная деятельность детей.
  7. Игры, упражнения, этюды.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

1 Перспективное планирование занятий театральной студии.

2 Картотека этюдов.

3 Картотека игр для развития воображения.

4 Картотека артикуляционных упражнений, стихов, чистоговорок.

Рекомендации организации практических занятий:

Практические занятия проводятся в течение всего процесса обучения. Практика проводится как в групповых, так и в индивидуальных формах.

В курсе занятий для театральной студии наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии фантазии детей, творческих способностей, эмоциональной сферы.

На практических занятиях   в театральной студии      широко используются  творческие задания, игры на развитие воображения и фантазии, а также многообразные речевые и игровые упражнения.

Театр и детское творчество в жизни ребёнка тесно связаны между собой. Его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.
Дидактический материал представлен:

1 Картотека этюдов.

2 Картотека игр для развития воображения

 3 Картотека артикуляционных упражнений, стихов, чистоговорок.

4 Театральная костюмерная.

5 Различные виды театров.

6 Книги.

Материально-техническое оснащение занятий:

 Музыкальный зал:

  1. Костюмерная,
  2. Гримерная.
  3. Сцена;
  4. Занавес;
  5. Ширма;
  6. Муз.Центр-1 штука;
  7. Телевизор - 1 штука.
  8.  DVD - плеер - 1 штука.
  9. Видеозаписи.
  10. Аудиозаписи.

Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.

Итог обучения - постановки инсценировок литературно-художественных произведений, спектаклей, театрализованных представлений.

Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:

  • театральные постановки
  • игры;
  • открытые занятия;
  • концерты;
  • фестивали;

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

 

 1.    Н.Ф. Сорокина. Играем  в кукольный театр : программа « Театр  - творчество – дети»:  Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей  детских садов.-4-е изд., испр.и доп.- М.: АРКТИ, 2004.- 208с.

2. Н.Ф. Сорокина. Играем  в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей  детских садов.- М.: АРКТИ, 2000.- 160с.

3. Н.Ф. Сорокина.  Сценарии театральных занятий. Календарное планирование : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей  детских садов.- М.: АРКТИ, 2004.-  288 с.

4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность  детей 4-6 лет: Методическое пособие    для воспитателей дошкольных  образовательных  учреждений. - М.: просвещение , 2004 .-127с.

5. Доронова Т.Н. Играем в театр:  Учебно - наглядное пособие для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004 .-64 с. . -М.: просвещение , 2004 .-127с.

6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими  рекомендациями. -М.: Школьная Пресса, 2004.-128 с.

7. Стрелкова Л.П. Уроки сказки.- М.: педагогика  .1990.-128с.

8. Раугул Е.Р., Казырева М.Л. Театр в чемодане.- СПб.: Литера, 1998.- 176с.

9. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность  в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.- М.: ТЦ Сфера, , 2003.-128 с. Пименова В.А. Театр на ладошках: Репертуарный сборник для дошкольников и школьников.- Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета .-1998.-128с.

10.  Генов Г.В. Теневой театр.  Для самых маленьких. -М.: Учпедгиз, 1961.-120с.

11. Караманенко  Т.Н. Кукольный театр- дошкольникам .-М.: Просвещение, 1969.-144с.

12. Петрова И.М. Театр на столе.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.-144с.

13. Царенко Л.И. От потешки к пушкинскому балу… - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-160 с.

14. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. - Псков.- 1997.-136с.                                                                                                                                                                      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

  1. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»
  2. Русские народные сказки «Рукавичка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Маши и медведь»
  3. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  4. Б. Гримм «Бременские музыканты»
  5. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

6. В. Ардов « Огнехвоспик»