Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Программа по обучению детей изо деятельности

  1. Пояснительная записка

 

            Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования  для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях по нетрадиционной технике рисования – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Актуальность программы  заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.

Задачи:

 

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 

 Отличительные особенности программы заключаются в том, что

 детский сад работает по Программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комапровой, М.А. Васильевой. В соответствии  с Федеральными государственными образовательными стандартами   к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана программа  «Акварелька».  В Программе «От рождения до школы»,  большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.

 В ходе  реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более 15 человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.      

Периодичность занятий – два раа в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -15 минут; средняя группа - 20 минут; старшая группа - 25 минут; подготовительная к школе группа – 30 минут.

Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

 Ожидаемый  результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

 В программе разработан механизм мониторинга качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

          

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

 

   Разделы

                                           Уровни развития

                 Средний

                     Высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь.

Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность 

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

 

Мониторинг  проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

 

       Ф.И.ребенка

     Техника работы

с     материалами

Предметное и       сюжетное изображение

Декоративная

 деятельность

 

          9

       5

       9

      5

   9

   5

 

В

В

В

В

С

В

 

В

В

С

В

С

С

В диагностической таблице  используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний  - С, низкий - Н.  

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Формы подведения итогов  реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ;

-Проведение открытого мероприятия;

-Проведение мастер-класса среди педагогов.

 

2.Учебно-тематический план дополнительной  образовательной

Программы.

 

   Программа  дополнительного образования -  это  система занятий по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционных  техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам:

  •  «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • пластилинография;
  • раздувание красками;
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • скатывание бумаги;
  • набрызг и др.

Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

 

                      Учебно-тематический план (3-4 года)

№ п/п

Наименование разделов

Количество  часов

теория

практика

1

Пальчиковая живопись

 2

18

2

Оттиски штампов различных видов

1   

9

3

Печать (овощи, листья, пробки)

2

8

4

Рисование жёсткой кистью (тычок)

 1

11

5

Рисование свечой

1

5

 6

Скатывание бумаги

1

5

 

Итого:

64 часа

                    Учебно-тематический план (4-5 лет)

№ п/п

Наименование разделов

Количество  часов

теория

практика

1

Пальчиковая живопись

1

4

2

Живопись по мокрому

1

5

3

Оттиски штампов различных видов

1   

4

4

Монотипия

1

6

5

Печать (овощи, листья, пробки)

1

5

6

Рисование жёсткой кистью (тычок)

 1

4

7

Граттаж

1

6

8

Рисование свечой

1

4

9

Кляксография

1

5

10

Скатывание бумаги

1

4

11

Набрызг

1

4

 

Итого:

64 часа

                                Учебно-тематический план (5-6 лет)

№ п/п

Наименование разделов

Количество  часов

теория

практика

1

Пальчиковая живопись

1

4

2

Живопись по мокрому

1

5

3

Оттиски штампов различных видов

1   

4

4

Монотипия

1

6

5

Печать (овощи, листья, пробки)

1

5

6

Рисование жёсткой кистью (тычок)

 1

4

7

Граттаж

1

6

8

Рисование свечой

1

4

9

Кляксография

1

5

10

Скатывание бумаги

1

4

11

Набрызг

1

4

 

Итого:

64 часа

                                    

                           Учебно-тематический план  (6-7 лет)

№ п/п

Наименование разделов

Количество платных услуг

теория

практика

 1

Печать листьев

0,5

3

2

Пальчиковая живопись (ватные палочки)

0,5

3

3

Рисование жёсткой кистью (тычок)

0

3

 4

Смешивание цветов

0,5

3

 5

Клякосграфия

1

3

6

Граттаж

0,5

5

 7

Раздувание красками

0,5

3

8

Монотипия

0,5

5

9

Рисование  свечёй

1

4

 10

Набрызг

0,5

3

11

Шаблонография

0,5

4

12

Ожившие предметы

1

4

 13

Пластилинография

0,5

4

 14

Аппикация + рисование (интеграция)

1

2

 15

Рисование: восковые мелки+ акварель

0,5

3

 16

Скатывание бумаги

0

3

 

Итого:

64 часа

 

     

           4. Содержание дополнительной образовательной программы:

1. «Монотипия»

Лист акварельной бумаги складывается пополам, на одной половине очень мокрой кистью и красками рисуем, складываем, прижимаем, разворачиваем и прорисовываем детали.

2. «Ниткография»

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

3. «Монотипия пейзажная»

Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

4. «Кляксография обычная»

Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи -мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

5. «Акварель и акварельные  мелки»

Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

6. «Восковые мелки и акварель»

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

7. «Кляксография с трубочкой»

Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.Недостающие детали дорисовываются.

8. «Набрызг»

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

9. «Рисование по мокрому листу»

Хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

10. «Оттиск пробкой»

Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка

11. «Оттиск печатками из ластика»

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

12. «Оттиск смятой бумагой»

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

13. «Рисование тычком»

Ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

14. «Рисование ладошкой»

Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

15. «Рисование пальчиками»

Ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

16. «Гратаж»

Лист покрываем воском, затем тушью  и процарапываем рисунок.

17. «На манке»

Равномерно рассыпаем на цветном подносе, и пальчиком рисуем по манке. Или наносим на лист ПВА посыпаем манкой  на другой день рисуем акварель.

18. «Манкой» карандашом на листе рисуем контур, клеем смазываем внутри, посыпаем крупой, на другой день раскрашиваем.

19. «Платилинография»  отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

20. «Рисование свечой» Берём лист белого картона и свечу. Рисуем невидимый рисунок.  Чтобы изображение проявилось, необходимо широкую кисть или губку обмакнуть в краску или тушь и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству! После высыхания его можно дополнить, воспользовавшись фломастерами или маркерами.

21. «Тиснение» на листе вырезанном из ватмана, прижав любую детскую линейку – трафарет, делаем частые надавливания старой шариковой ручкой, которая не пишет по контору и весь конур, закончив переворачиваем, можно и раскрасить.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки, ПВА, свеча, жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, манка, зубная щётка, соль, акварель, акварельные мелка, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, фартук, баночка для воды, блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, печатки из ластика, печатки из пробки, бумага для акварели, пластиковая ложечка, соломинка для напитков нитка сред ней толщины.

 

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Формы занятий - нетрадиционные техники рисования:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотипия;
  • печать по трафарету.

        Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

     Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Приемы и методы используемые на занятиях:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игровые  методы,
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 

Все методы и приёмы используются в комплексе.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.

 Формы проведения итогов реализации дополнительной  программы:

  •  Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  •  Тематические выставки в ДОУ.
  •  Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  •  Мастер – класс для педагогов ДОУ;
  •  Оформление ППРС.

 

Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  2.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016 г.
  4. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.