Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Программа по ритмической гимнастике

1.1.Пояснительная записка

 

      Программа «СА – ФИ – ДАНСЕ»  имеет физкультурно-спортивную направленность и разработана на основе программы танцевально-игровой гимнастики для детей «СА – ФИ - ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной из учебно-методического пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, изданного СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», в 2010 г.

Программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Дошкольный возраст — один из наиболее ответствен­ных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного ум­ственного, нравственного и физического развития ребен­ка, формируется личность человека.

В возрасте от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потреб­ностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.

В то же время, многим родителям дошкольников уже пришлось убедиться в том, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это  необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения.

Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Данные ежегодных  медицинских осмотров, проходящих в учреждении, показывают рост числа воспитанников детского сада, страдающих хроническими заболеваниями, имеющих патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Современные дети реже гуляют, играют в подвижные игры, а часто с раннего возраста включаются во «взрослый» ритм, лишаясь беззаботных детских игр, ощущений, исследований. Тело и психика ребенка не накапливает в полной мере необходимого чувственного и двигательного опыта, что может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы, но в настоящее время появилось много нетрадиционных форм привлечения детей к спортивным занятиям, одной из которых является танцевально-игровая гимнастика для детей. Она позволяет организовать оптимальный двигательный режим для детей, обеспечивать активный отдых и удовлетворять естественные потребности в движениях. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма: создаётся «мышечный корсет», исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие и т.д. 

Ежегодное анкетирование родителей по удовлетворенности образовательным процессом в ДОУ выявляет наличие потребности в дополнительных образовательных услугах по физическому воспитанию и оздоровлению детей, в частности, в организации хореографических занятий. 

       Новизна программы заключается в том, что она дополнена разделом «игровой стрейчинг». Стрейчинг (в переводе с английского «растягивать») — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Стрейчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Стрейчинг раскрепощает детей, делает их открытыми и жизнерадостными. Во время занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий и дает необходимый оздоровительный эффект.

   Таким образом,  актуальность  программы  «СА – ФИ - ДАНСЕ» состоит в решении проблемы удовлетворения желания родителей и детей в более качественном физическом развитии детей. Предоставление дополнительных платных услуг по танцевально-игровой гимнастике является  социальным заказом для дошкольного учреждения.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы состоит в гармоничном развитии детей с использованием танцевальных, игровых и соревновательных методов и обусловлена тем, что элементарные танцевальные и ритмичные движения являются основополагающими.

Педагогически целесообразным является  определение возрастного периода реализации программы, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития  человека.

Содержание программы доступно для дошкольников, так как основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Данная программа составлена с учетом рекомендаций по возрастной физиологии, психологии, педагогике, гигиене. В нее включены движения и упражнения, которые выполняются из разных исходных положений, в разном темпе и направлены на развитие чувства ритма, координации движений, танцевальной памяти, а также для формирования правильной осанки.

      Основной целью образовательной программы является создание условий  для развития двигательной сферы детей, освоения танцевальных навыков в соответствии с возрастными возможностями,  формирования мотивации к  занятиям танцами средствами танцевально-игровой гимнастики.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

  • оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
  • совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, силу, координацию)
  • развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
  • функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма;
  • развивать чувство ритма, музыкального слуха, памяти, умения согласовывать движения с музыкой;
  • создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении;
  • повышать интерес к физкультурным занятиям.

Принципы и подходы к формированию Программы:

      Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно при использовании основных принципов обучения:

· принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

· принцип системности;

· принцип развивающего подхода (основывается на идее Л.С.Выготского «о зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;

· принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей

· принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных, физиологических особенностей на преемственности двигательных, речевых заданий;

· принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

· принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

· принцип межпредметности, предполагает связь с другими предметами:

-  «Музыкальное развитие»: музыкально-ритмические движения, танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

 - «Физическое развитие»: строевые, общеразвивающие, акробатические, дыхательные упражнения, развитие мелкой моторики, профилактика плоскостопия, развитие опорно–двигательного аппарата.

- «Математика»: ориентировка в пространстве и относительно себя, количественный счёт.  - «Познаю мир»: знакомство с явлениями живой и не живой природы. Особенности и повадки животных и птиц.

   Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса нашего ДОУ. Состав групп занимающихся по программе детей является открытым, то есть дети, которые не начали заниматься по программе с 3-4 лет, смогут включиться в занятия хореографией и позднее. Для этого в программе разработана методика диагностики результативности по возрастным группам, результаты которой, наряду с учетом индивидуальных особенностей ребенка, станут основой при подборе оптимальной группы для включения ребенка в занятия.

Кроме того, в связи с введением раздела «игровой стрейчинг» изменилось количество времени, выделенного на другие разделы, по сравнению с программой «СА – ФИ - ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 3-7 лет.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года, каждый – по 62 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Формы и режим занятий.  Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы наполняемостью до 20 человек. Наполняемость учебных групп и продолжительность одного занятия выдержана в пределах  требований СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". В целом состав групп остается постоянным в течение года.

Ведущей формой  организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется дифференцированный  подход к воспитанникам, т.к. в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении материала может быть различной.

Все проводимые занятия являются практическими. Теоретическая часть (сообщение задач занятия,  объяснение нового упражнения, рассмотрение вопросов техники безопасности) включается в каждое занятие, и не выносится отдельным разделом в учебно-тематическом плане

Ожидаемый результат – положительная динамика показателей развития двигательной сферы детей, желание заниматься танцами, сформированность следующих знаний, умений и навыков:

для воспитанников 3-4 лет:

  • знают назначение спортивного зала и правила поведения в нем;
  • умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;
  • умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку;
  • владеют навыками ритмической ходьбы;
  • умеют хлопать и топать в такт музыки;
  • умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.)

для воспитанников 4-5 лет:

  • знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики;
  • умеют выполнять простейшие построения и перестроения;
  • умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку;
  • умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
  • знают основные танцевальные позиции рук и ног;
  • умеют выполнять простейшие задания по креативной гимнастике.

для воспитанников 5-6 лет:

  • знают правила безопасности при занятии физическими упражнениями без предметов и с предметами;
  • владеют навыками по различным видам передвижений по залу;
  • могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический и т.д.);
  • владеют основными хореографическими упражнениями по программе;
  • умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике.

 для воспитанников 6-7 лет:

  • знают правила личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
  • могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр;
  • умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой;
  • умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

- мониторинг показателей развития двигательной сферы и освоения танцевальных навыков детей;

  • наблюдение и фиксация изменений в характере занятий воспитанников в свободное время (танцуют самостоятельно, включают танцевальные композиции в сюжеты игр, организуют обучение танцам в группе, и т.д.);
  • выступления на детских праздниках перед сверстниками, детьми другого возраста, родителями, конкурсы;
  • участие в спортивных соревнованиях и спартакиадах на уровне детского сада и города;
  • беседы с родителями об отношении ребенка к посещению занятий;

- анализ сохранности контингента занимающихся.

 

                            Результаты мониторинга показателей развития двигательной сферы и освоения танцевальных навыков детей

 

Предлагаемый мониторинг разработан с целью оценки изменений, проявляющихся в развитии двигательной сферы детей и оценки степени освоения воспитанниками танцевальных навыков в ходе реализации программы «СА – ФИ - ДАНСЕ». Таблицы мониторинга заполняются в начале (сентябрь) и в конце (май) работы объединения дополнительного образования детей. Для каждой возрастной группы представлены разные таблицы, содержащие критерии, связанные с возрастными особенностями группы и обусловленные требованиями к результатам освоения программы  «СА – ФИ - ДАНСЕ».

Основной метод диагностики – наблюдение. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которому затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для проведения учета индивидуальных достижений каждого ребенка в развитии двигательной сферы и освоении танцевальных навыков.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития двигательной сферы и освоения танцевальных навыков детьми.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей, имеющих трудности в освоении того или иного навыка для того, чтобы предложить ребенку индивидуальную дифференцированную помощь, а так же определять трудности освоения различных танцевальных навыков в каждой конкретной группе.

Нормативными вариантами развития двигательной сферы и освоения танцевальных навыков можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями наличия проблем в развитии двигательной сферы и освоении танцевальных навыков детьми.

Оценка уровня развития двигательной сферы и освоения танцевальных навыков детей:

1 балл – ребенок не демонстрирует указанный навык;

2 балла – допускает грубые ошибки по указанному критерию, не заинтересован в качественном выполнении задания;

3 балла – демонстрирует частично усвоенный навык с ошибками, нуждается в помощи взрослого;

4 балла – демонстрирует усвоенный навык с незначительными подсказками со стороны взрослого;

5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенный навык, выполняет все задания без посторонней помощи, заинтересован в конечном результате.

Младшая группа, 3-4 года

п/п

Фамилия, имя ребенка

Ориенти

ровка в пространстве

Ритмичес

кие танцы

Комплексы упражне

ний под музыку

Упражне

ния по игровому стрейчингу

Хлопки и топанье, ходьба в такт музыки

Построения (шеренга, круг)

Представление различных образов в игре

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя группа, 4-5 лет

 

п/п

Фамилия, имя ребенка

Построения и перестрое

ния

Упражне-ия танце

вально-ритмическ. гимнастики

Комплексы упражне

ний под музыку

Упражне

ния по игровому стрейчингу

Основные танцеваль

ные позиции

Ритмические танцы

Ритмично двигаться в различных музыкаль-ных темпах

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа, 5-6 лет

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Ориентировка в пространстве

Хореографи

ческие упражнения

Упражнения по игровому стрейчингу

Ритмические танцы

Комплексы упражнений под музыку

Упр-ия с предметами и без предметов

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

© 2014.
МБДОУ «Детский сад №40 «Светлячок».

Адрес: г. Невинномысск, Бульвар Мира, 32 «Б»
Телефон: 8 (86554) 6-72-88.
Эл. почта: svetlyachok40.26@yandex.ru
Интернет-приёмная (форма обратной связи)