Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Проект "Традиции и обычаи русского народа"

Проект «Традиции и обычаи русского народа».

 

Актуальность темы:

 

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

2. Развивать память, воображение, речь.

3. Обогащать словарный запас за счет русских слов.

4. Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.

5. Воспитывать уважение к русской культуре.

6. Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат:

1. Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

2. Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремесел.

4. Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители

Срок реализации: три недели

Место проведения: МБДОУ № 40 «Светлячок».

1 этап – подготовительный

1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

2. Составление перспективного плана.

3. Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

5. Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.

7. Подбор предметов народного быта.

8. Выбор формы работы с родителями.

9. Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3. Выставка детских поделок.

4. Выставка работ родителей.

2 этап – практический.

1 неделя проекта.

Понедельник

Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.

Тема дня«С Новым годом поздравляем»

1. д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»

Цель: Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов.

2. Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год». Развивать связную речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.

3. Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович». Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить внимательно слушать, беседовать по содержанию сказки.

4. С\р игра «Кукольный театр» (артисты – зрители). Формировать ролевое взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.

5. Малоподвижная игра «Елочка». Создать эмоционально положительный настрой.

Вторник

Тема дня «Что такое Рождество»

1. Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о народном празднике Рождество. Объяснить смысл непонятных слов.

2. Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как святки.

3. Д\и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся к тому или иному празднику.

4. П\и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм.

5. Слушание народных песен, потешек, закличек.

6. Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности детей, восприятие символов народного праздника.

Среда

Тема дня«Мешок Деда Мороза»

1. Д\и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их качества и назначение.

2. Беседа на тему «Мешок Деда Мороза». Развивать активную речь детей. Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к их ответам.

3. Д\и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и вежливые слова.

4. С\р игра «Магазин игрушек». Продолжать учить воспроизводить в игре трудовые действия взрослых.

Четверг

Тема дня «Русские народные сказки»

1. Д\и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

2. Д\и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

3. Конструирование «Теремок». Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

4. Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального напряжения.

5. Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через народные игры.

Пятница

Тема дняРусская матрешка.

1. Д\и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

2. Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре.

3. Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.

4. Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Развивать пластику движений. Использовать для танца народные костюмы.

5. Чтение потешек, песенок.

2 неделя проекта

Понедельник

Тема дня«Русь мастеровая»

1. Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории.

3. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию сказки.

4. Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность, сообразительность, память.

5. Лепка из соленого теста «Подкова». Развивать детское творчество.

Вторник

Тема дняРусский народный костюм.

1. Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

2. Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.

3. Рисование на тему«Роспись кокошника». Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.

4. Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.

5. Чтение песенок, потешек, закличек.

Среда

Тема дня«Родная природа»

1. Чтение рассказов В. Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.

2. Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к родному краю, природе.

3. Чтение стихов русских авторов.

4. Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

Четверг

Тема дня«Филимоновская игрушка».

1. «Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам.

2. Д\и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида.

3. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным играм, любовь к народным традициям.

4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить определять характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в поделках.

Пятница

Тема дня«Деревянная ложка».

1. Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

2. Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

4. Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа». Формировать представление о самобытных традициях.

3 неделя проекта

Понедельник

Тема дня «Зимние заклички»

1. Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать любовь к русским традициям.

2. Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к русским народным играм.

3. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к народному творчеству.

4. Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления, укрепление мышечной системы организма.

Вторник

Тема дня«Колыбельные песни»

1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.

2. Д\и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).

3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством.

4. С\р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Среда

Тема дня«Рукотворное чудо»

1. Д\и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических фигур с использованием схем.

2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек». Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким.

3. Рисование на тему «Украсим полотенце». Познакомить детей с народными орнаментами. Учить воспроизводить орнамент по образцу.

4. Народная игра «Курочки». Развивать физические качества через народную игру.

5. Чтение потешек, песенок.

Четверг

Тема дня«Дымковская игрушка».

1. Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.

2. Д\и «Парные картинки». Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы. Воспитывать интерес к русским народным промыслами.

3. Лепка дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи.

4. Чтение потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.

Пятница

Тема дня«Русские народные игры»

1. Игра малой подвижности «Камешек». Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Хоровод «Во поле березка стояла». Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа.

3. Спортивное развлечение «Русские народные игрища». Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской культуре.

3 этап – заключительный

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ по проекту.

3. Презентация проекта с фото.

4. Выставка работ родителей.

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.

6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.

7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.

 

Подготовила и провела: воспитатель Букина Н. С.