Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Конспект НОД "В гостях у бабушки Настасьи"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

              «Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»

 с приоритетным осуществлением социально-личностного 

 направления развития    воспитанников»

города Невинномысска

 

 

 

 

 

Конспект  

непосредственной   образовательной деятельности

 по знакомству с бытом и традициями русского народа

(средняя группа)

«В гостях у бабушки Настасьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

воспитатель МБДОУ №40

Букина Наталья Степановна

дом. адрес: г. Невинномысск, ул. Степная, д. 166.

Контактный тел. 8- 928-346-22-06

E-mail: natalja.buckina1983@yandex.ru

 

 

 

 

г. Невинномысск, 2018 г.

Программное содержание:

Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.

Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами.

Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами.: горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват.

Оборудование:

  • Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
  • Материалы для работы с соленым тестом;
  • Музыкальный ряд: русские народные песни.

 

Ход образовательной деятельности:

Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок.(покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро.(правую руку в сторону)

Здравствуй, день.(левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга)

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

(Дети приветствуют гостей)

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному.  Как вы думаете, почему они так одеты?

(Ответы детей)

Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся?

Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.(Показ)

Воспитатель.  Дети, давайте и мы поздороваемся  с гостями так, как здоровались на Руси.

Куклы. Меня зовут Аленушка, а моего братца - Иванушка.

Воспитатель.  Аленушка…Иванушка….

-Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?

(Ответы детей) 

Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся.  Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.

Словесная игра «Колечко»

Воспитатель: Есть у меня бабушка Настасья, живет она, как наши гости, в старинной русской деревне. Гостей встречала с угощеньем - пряниками печатными да чаем душистым. А начнет сказки сказывать – заслушаешься!  Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да некому передать свое искусство пряники печатные готовить. Ребята, давайте отправимся в гости к бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как она живет. А помогут нам к ней попасть вот эти волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далёкие времена. (Воспитатель даёт одному из детей часы, они встают в круг и произносят считалку).

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.

Дети под музыку входят в Горницу.

Бабушка Настасья. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите!

Люди свойские, простые,

Заходите, посидите.

Как живем мы, посмотрите!

Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице  принимают гостей. Что вы здесь видите?

(Ответы детей)

Бабушка Настасья:  Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали. Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

(Ответы детей)

 Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Бабушка Настасья: В углу напротив печки  стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли  и вязали.

 В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.

А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок.  В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда  чугунок?

Ответ детей.

Бабушка Настасья. А ставили в печь горячую  чугунок ухватом.(Показ)

Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку.  А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.

А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!

Воспитатель: Бабушка, а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?

Ответ детей.

Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)

Продуктивная деятельность.

Бабушка Настасья: Пока мы с вами играли, вот уж и тесто подошло,  давайте и мы с приготовим что-то вкусненькое к чаю. Хотите, я вас  научу пряники медовые печь?

Дети садятся за столы.

Бабушка Настасья 

Замесила бабушка

Ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи

Свеженькие прянички!

Птичке  невеличке,

Зайчику, лисичке,

Кошке и матрешке!

Всем дала понемножку!

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены перчатки резные. Вот какие пряники получились!

(Воспитатель приговаривает во время работы детей)

Бабушка Настасья:  Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых ребятишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам!

Готовые работы выкладываются на поднос.

Бабушка Настасья  Готовые пряники выкладывайте на противень  и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)

Воспитатель: Бабушка Настасья,  пока пекутся прянички,  послушай какие добрые слова о печке мы знаем.

 1-й ребенок: Русской печки нет добрее

                        Всех накормит, обогреет,

 2-й ребенок: Варежки сушить поможет

                        Деток спать в тепле уложит.

 3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком

                        Как тепло с тобой печка - матушка!

Бабушка Настасья: Молодцы ребятки!   Пока мы с вами потешалися, прянички наши испеклись.

Вы хозяюшку потешьте,

Пряничков  моих поешьте.

Угощает всех пряниками.

А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые!

Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка, за все, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. (Ответы детей).

Затем дети встают в круг и говорят считалочку.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.

Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе? (Ответы детей).

Закончилось наше путешествие, и мы немного устали, а вся усталость снимается за чашкой чая. Я приглашаю всех на чаепитие.